Синдром профессионального выгорания среди медицинских работников
В реальных условиях медицинской деятельности, как личность врача, так и личности медицинского персонала подвергаются постоянному давлению со стороны психотравмирующих обстоятельств — характера организации труда, психологического давления со стороны пациентов и их родственников, коллег, администрации — что, в конечном счете, может привести к синдрому профессионального выгорания. Впервые проблема «выгорания» была поставлена в конце прошлого столетия при исследовании медперсонала. С тех пор феномен «выгорания» привлекает внимание исследователей.
Лица, работающие в сфере медицинской помощи в наибольшей степени подвержены профессиональному выгоранию, так как их профессиональная деятельность связана не только с большим количеством контактов с людьми и оказанием им помощи, но и с особенностями этих контактов и отношений.
Им приходится решать почти те же социально-психологические проблемы, которые имеются у самих работников этой сферы. Кроме того, диагноз любого расстройства несет на себе негативную социально-этическую нагрузку, какой не имеет никакая другая специальность.
Это нередко приводит к стигматизации не только самих пациентов, но и врачей. Подобное отношение передается студентам, влияет на выбор ими профессии, сказывается в последующем и на формировании общественного мнения.
В результате синдрома «выгорания» ухудшается качество выполняемой работы, растёт число профессиональных ошибок, увеличивается число конфликтов на работе и дома, происходит вынужденный переход на другую работу, смена профессии, которая зачастую не нравится, но даёт материальное благополучие.
Этот феномен изучается более тридцати лет, но единого определения синдрома профессионального выгорания до сих пор не существует. С точки зрения В.В. Бойко (2004) «выгорание» представляет выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Синдром профессионального выгорания - состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы (Орёл В.Е., 2001).Существует представление о том, что синдром профессионального выгорания - это профессиональный феномен, возникающий вследствие «интоксикации» профессиональной коммуникацией и включающий три основных симптомокомплекса: психоэмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений (ЛукьяновВ.В., Водопьянова Н.Е., Орёл В.Е. и др., 2008).
Согласно определениюВОЗ, синдром профессионального выгорания (burnout syndrome) - это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям, а также употреблением алкоголя или других психоактивных средств с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и (во многих случаях) суицидального поведения.
Синдром профессионального выгорания и его последствия являются серьёзной медицинской, социальной и экономической проблемой. Это обусловлено тем, что в связи с социально-экономическими изменениями в обществе меняется отношение людей к работе. Они теряют уверенность в гарантированном рабочем месте, обостряется конкуренция за престижную работу. Всё это происходит на фоне усиления социальных проблем и ухудшения состояния здоровья, особенно психического.
ВМКБ10 синдром профессионального выгорания отнесен к норме и выделен в отдельный диагностический таксон - Z 73 (проблемы, связанные с трудностями организации нормального образа жизни) В связи с этими обстоятельствами, жизненно важной задачей является гармонизация личностной структуры врача и поддержание ее на достаточно высоком уровне, адекватном успешной профессиональной деятельности.
Уменьшение проявлений «выгорания» в результате проведения коррекционных мероприятий должно сказаться как на улучшении психического здоровья медицинского персонала, так и на продлении его профессиональной деятельности.
Как же организовать свою профессиональную деятельность, чтобы уберечься от симптома профессионального выгорания. Представляется правильным использовать в медицинских коллективах программу тренинга-семинара «Профилактика и коррекция синдрома выгорания». Проводить ее может специалист-медицинский психолог или врач-психотерапевт. Программа включает в себя следующие блоки:
Блок 1. Представление об эмоциональном выгорании.Основные задачи: - информирование об эмоциональном выгорании в профессиональной деятельности: его симптомах, причинах, последствиях;
- актуализация личного опыта переживания синдрома эмоционального выгорания;
- обучение основным навыкам релаксации для минимизации негативного влияния эмоционального выгорания.
Блок 2. Коммуникативная компетентность.Основные задачи:
- информирование о 3-х компонентной структуре общения: социально-перцептивная сторона общения (психологические механизмы создания образа собеседника), коммуникативная сторона общения (вербальные и невербальные средства общения) и интерактивная сторона общения (позиции и роли);
- осознания своих коммуникативных особенностей;
- выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности, используя и вербальные и невербальные средства общения.
Блок 3. Конструктивное поведение в конфликтах.
Основные задачи:
- информирование о конфликтах: видах, основных структурных элементах, динамики, механизмах возникновения, конструктивных и неконструктивных стратегиях поведения в конфликте;
- осознание своего поведения в конфликте;
- формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах.
Блок 4. Саморегуляция.
Основные задачи:
- информирование о саморегуляции, ее основных методах, приемах снятия стресса.
- актуализация личного опыта использования различных приемов снятия стресса, саморегуляции;
- обучение основным приемам саморегуляции.
Блок 5. Аутогенная тренировка.
Основные задачи:
- информирование об аутогенной тренировки как средства снятия эмоционального напряжения и физической усталости, улучшения самочувствия, повышения работоспособности и творческой активности.
- освоение первой и второй ступеней АТ.
Блок 6. Целеполагание и управление временем.
Основные задачи:
- информирование об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени,
- анализ использования рабочего времени, его планирование;
- выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени.
Дорогие коллеги! Постарайтесь организовать свою профессиональную жизнь так, чтобы у Вас не было симптомов выгорания. При появлении симптомов выгорания можно использовать элементы приведенной выше программы или обратиться к специалистам – психологам, психотерапевтам.
Желаем вам здоровья и профессионального долголетия.